Запах роз стимулирует память

Аромат роз может благоприятно влиять на усвоение запоминание пройденной информации. Ученые опубликовали отчет об опытах с запахами и памятью. Оказывается, аромат роз может существенно влиять на способность мозга упорядочивать пройденный урок и откладывать его в «отсеки» долговременной памяти.

В исследовании участвовали 18 мужчин и женщин. Днём они сидели перед компьютером и пытались запомнить как можно больше пар картинок, выкладываемых на определённых местах. На следующий день подопечные исследователей должны были воспроизвести их расположение.

Сначала запах роз сопровождал запоминающих людей как фон, непрерывно присутствующий в процессе обучения. Затем, когда подопытные ложились спать, этот запах воздействовал на них вновь. Но только не всю ночь, а исключительно в фазе, известной как «медленноволновой» сон.

Оказалось, что с таким подкреплением испытуемые помнили на следующий день 97% картинок, а без розового запаха ночью – только 86%.

Если при обучении испытуемого запах роз отсутствовал, то, как показал опыт, этот приятный запах, выдаваемый человеку во время сна, никакого эффекта на память не оказывал. Аналогично, запах роз, присутствующий при обучении, но без повтора его следующей же ночью – также не имел никакого значения для работы памяти.

И даже если запах роз имел место быть во время учёбы, но во сне его давали в быстрой фазе –  никакого улучшения усвоения не наблюдалось. Не оказывал запах роз влияния на запоминание материала и в том случае, если его давали испытуемым после обучения, но ещё до сна – во время бодрствования.

Наконец, выяснилось, что не имело никакого смысла давать запах роз непрерывно всю ночь подряд (хотя он тогда попадал периодически и на нужную, медленную фазу сна). Дело в том, что к постоянному запаху человек привыкает и перестаёт его замечать.

Но попасть в нужную фазу сна исследователям было легко, потому что подопытные  спали в лаборатории и, соответственно, к ним был присоединён монитор мозговой активности.
Интересно, что данный эффект роз работает только с так называемыми декларативными воспоминаниями, к каким следует отнести картинки и, наверное, слова.

Процедурные же воспоминания, то есть воспоминания о собственных моторных действиях, этому влиянию не подвержены, говорят авторы работы, так как в закреплении подобных воспоминаний гиппокамп практически не участвует.

Исследователи поясняют, что аромат, воспринимаемый при обучении, связывается в памяти с уроком, а ночью он активизирует гиппокамп, вызывая вновь эту ассоциацию. Гиппокамп, который и без того принимается за реактивизацию воспоминаний как раз в медленном сне, в присутствии знакомого запаха работает ещё энергичнее.

Источник

Самое читаемое:



Popularity: 1%

Метки:, , , , ,

Оставить комментарий